Кредитная история (КИ) является ключевым инструментом, который используют финансовые учреждения для оценки доверия к потенциальному заемщику. Она включает информацию о всех кредитах, взятых за последние 5 лет. Если в КИ присутствуют записи о задержках платежей, невыплаченных займах или судебных исках со стороны кредиторов, это может привести к отказу в предоставлении кредита или к предложению менее выгодных условий кредитования.
Однако бывают случаи, когда в кредитной истории по ошибке появляются некорректные записи, что негативно сказывается на репутации добросовестного заемщика. Поэтому финансовые специалисты советуют регулярно проверять кредитную историю, чтобы своевременно выявить и исправить такие ошибки. Это особенно важно для предотвращения мошенничества, когда кредиты оформляются на имя ничего не подозревающего человека.
Как проверить кредитную историю
Проверка кредитной истории в Казахстане Чтобы получить информацию о своей кредитной истории, можно обратиться в одно из кредитных бюро Казахстана:
- Государственное кредитное бюро (ГКБ).
- Первое кредитное бюро (ПКБ).
Для получения отчета в электронном виде можно использовать портал eGov.kz, посетить Центр обслуживания населения (ЦОН) или отправить запрос через отделение "Казпочты". Важно помнить, что один раз в год можно получить выписку из КИ бесплатно, а за каждый дополнительный запрос придется заплатить 400 тенге. Кредитную историю можно запросить только лично.
Что делать, если нашли ошибку в кредитной истории
Если вы обнаружите неточности в своей кредитной истории, их можно исправить через Интернет, благодаря возможности, предоставленной с апреля 2022 года.
Вот типичные ошибки в кредитной истории, которые подлежат исправлению:
- Неверные записи о просроченных платежах.
- Некорректная информация о долгах по уже закрытым кредитам.
- Ошибки в персональных данных заемщика.
- Упоминания о кредитах, которые не брались заемщиком.
- Запросы к кредитной истории от организаций без согласия заемщика.
- Отсутствие статуса «реабилитирован» по займам, соответствующим правилам реабилитации.
Для исправления таких ошибок нужно подать заявление на корректировку. Это можно сделать в следующих организациях:
- Первое кредитное бюро (ПКБ): исправления можно внести онлайн на сайте бюро.
- Государственное кредитное бюро (ГКО): для подачи заявления перейдите на сайт mkb.kz, найдите раздел «Как оспорить информацию» и заполните форму.
Эти шаги помогут вам быстро и эффективно исправить ошибки в вашей кредитной истории, что важно для поддержания хорошей кредитной репутации.
Как исправить ошибку в кредитной истории
Согласно законодательству, данные о кредитной истории должны обновляться каждый день. В случае подозрений у гражданина относительно несвоевременного обновления информации, рекомендуется связаться напрямую с банком или другой организацией, отвечающей за передачу данных.
Чтобы подать заявление об исправлении в кредитной истории, можно воспользоваться онлайн-порталом Первого кредитного бюро (ПКБ), доступным круглосуточно. Для этого необходим персональный кредитный отчет (ПКО).
После получения заявления от пользователя, сотрудники ПКБ процессируют его и отправляют запрос организации, предоставившей спорную информацию – будь то банк, МФО или коллекторское агентство. Получивший запрос поставщик информации проводит проверку и принимает решение о возможности исправления данных. Результат рассмотрения заявления возвращается в ПКБ, которое, в свою очередь, осуществляет необходимые изменения в кредитной истории или оставляет запись без изменений, при этом информируя пользователя о причинах отказа, если таковой был.
Использование онлайн-сервиса для корректировки кредитной истории предоставляется бесплатно, и количество обращений не ограничено.
Опубликовано: 30 января 2024
Другие статьи